Электронная торговля за рубежом возникла в середине 20-го века, первоначально в банковской сфере, а затем распространилась на продажи. В России электронная торговля начала развиваться в 1990-е годы, с появлением первых интернет-площадок для торговли, таких как доски объявлений, которые помогали соединить покупателей и продавцов для проведения сделок в офлайне.
Новый Гражданский кодекс РФ от 1995 года позволил заключать сделки с использованием аналогов собственноручной подписи. Этот процесс регулировал также Федеральный закон от 10 января 2002 года №1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”, который утратил силу после принятия нового закона №63-Ф3 “Об электронной подписи”. В 2001-2002 годах произошли значительные изменения в области электронной коммерции. В начале 2001 году было проведено исследование Boston Consulting Group. По его результатам, было выявлено более 50 российских площадок для электронной торговли (ЭТП). Большинство из них было создано в металлургической и топливной энергетической отраслях. К концу 2001 года число таких проектов в различных секторах российской экономики удвоилось.
В 2005 году существовало множество платформ для торгов, однако их прозрачность и конкуренция были на низком уровне. Тендеры проводились в соответствии со статьей 41 закона 94-ФЗ. Решающим моментом стало введение в действие главы 3 закона 194-ФЗ о выборе платформ, новых правилах проведения тендеров и требованиях к ЭТП. В 2009 году правительство приняло решение выбрать 5 операторов для выполнения государственного и муниципального заказов в рамках измененного регламента 94-ФЗ. В 2013 году на смену 94-ФЗ пришел закон 44-ФЗ, который стал основным регулятором торгов в электронной форме для проведения государственного, муниципального и коммерческого заказов в РФ.
Этот период можно считать началом развития электронных торговых площадок в России. Рынок был на стадии формирования, было мало конкуренции между площадками, и количество их клиентов быстро увеличивалось.
Первыми электронными торговыми площадками были площадки в области электроэнергетики. В 2004-2005 годах компания РАО ЕЭС начала создавать свою систему закупок и сделала это с помощью электронных средств. Они предложили другим электронным площадкам сотрудничество в области электроэнергетики и провели их аккредитацию. Но не все площадки прошли проверку и соответствовали требованиям РАО. Некоторые из них были готовы устранить проблемы и продолжить работу.
Эксперты считают, что 2009 год стал важным этапом в развитии электронных торговых площадок. В этом году вступили в силу новые правила проведения электронных аукционов, установленные законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. В 2010 году было выбрано пять федеральных площадок для проведения аукционов.
В 2011 году были введены электронные торги по продаже имущества должников во время процедуры банкротства. Также были приняты законы об “электронной приватизации” и закупки госкорпораций и монополий стали проводиться через электронные торговые площадки. Все эти изменения были сделаны в соответствии с законом 223-ФЗ, который предусматривает обязательность электронных торгов для некоторых видов компаний.
Второй важный этап развития электронных торговых площадок начался с принятием ФЗ-44 и внедрением контрактной системы. За последние четыре года качество услуг на площадках значительно улучшилось. Например, мы разработали и внедрили ряд проектов, направленных на повышение эффективности закупок, развитие конкуренции, поддержку малого и среднего бизнеса и запуск вспомогательных сервисов для упрощения работы как заказчиков, так и поставщиков. ФЗ-44 показал, что сектор государственных закупок активно развивается и электронные площадки должны совершенствоваться вместе с ним.
В 2007–2009 годах произошел основной интерес к созданию электронных торговых площадок претендентов на отбор в число национальных операторов, в соответствии с требованиями закона 94-ФЗ.
С 2009 года по настоящее время наблюдается большой интерес к созданию электронных торговых площадок для продажи имущества банкротов. Это связано с изменениями в “законе о банкротстве”, которые с 2010 года обязывают проводить такие продажи через специализированные электронные площадки.
С 2011 года и по настоящее время наблюдается активный интерес инвесторов к созданию коммерческих и корпоративных (локальных) электронных торговых площадок различного направления.
В связи с быстрым развитием технологий и постоянным стремлением улучшить систему государственных закупок, рынок электронных торгов будет продолжать расти.
Если государство не будет вмешиваться в работу электронных торговых площадок, то в ближайшие несколько лет будет происходить активное появление новых участников. Через 5-6 лет рынок может перенасытиться, конкуренция станет более жесткой, слабые участники будут исчезать и произойдет объединение операторов.